Форма одежды и знаки различия красной армии

Мастерская группа благодарит Ставра (Алексея Иванцова) за помощь в написании статьи и предоставленные материалы


В 1917 году, с приходом большевиков к власти, новые руководители страны, опираясь на тезис К.Маркса о замене регулярной армии всеобщим вооружением трудящегося народа, повели активную работу по ликвидации императорской армии России. В частности, декретами ВЦИК и СНК «О выборном начале и организации власти в армии» и «Об уравнении в правах всех военнослужащих» были отменены все воинские звания и знаки различия. Первое время красногвардейцы не имели никакой установленной формы одежды, их отличала только красная нарукавная повязка с надписью «КРАСНАЯ ГВАРДИЯ» и иногда красная лента на головном уборе. Солдаты же носили форму одежды старой армии, на первых порах даже с кокардами и погонами, но с красными бантами под ними и на груди.


ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

Первоначально для красной армии не предполагалось устанавливать никаких знаков различия. Однако уже весной 1918 г. в качестве отличительного знака военнослужащих частей РККА был введен новый символ – красная звезда. Эта эмблема была утверждена приказом Наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 г. в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА. Ношение ее было подтверждено приказом Реввоенсовета Республики. Согласно статье в газете ВЦИК «Красная Звезда» (1918 г.), красная звезда символизировала борьбу трудящихся за освобождение «от голода... войны, нищеты и рабства», являлась эмблемой «рабоче-крестьянской Советской власти, защитницы бедноты и равенства всех трудящихся». Разъясняя этот символ, Военный отдел ВЦИК издал специальную листовку с изображением звезды. В ней, между прочим, говорилось: «...Эта красная звезда – знак рабоче-крестьянской Красной Армии, защитницы всех трудящихся, всей бедноты. Ты видишь на красной звезде молот и плуг. Знаешь, что это? Молот и плуг означают единение городского рабочего и деревенского пахаря, заключивших союз, чтобы до последней капли крови защищать свою землю и волю, свою рабоче-крестьянскую власть и социалистическое Отечество от врагов и палачей трудового народа...»

Эмблема представляла собой венок из лавровой и дубовой ветвей, на которые была наложена покрытая красной эмалью большая пятиконечная звезда. В центре нее помещались перекрещенные плуг и молот:



Однако централизованного изготовления этих знаков и снабжения ими личного состава организовано не было. Каждый военнослужащий заказывал в частных мастерских знак себе сам. Это привело к тому, что размер знаков, цвет и рисунок венка не выдерживались. Вдобавок, изготовление нагрудных знаков стоило весьма дорого, и потому эти знаки чаще носил командный состав. Отсюда нередкие утверждения, что это знак командира Красной Армии. Его носили на шинелях, гимнастерках, френчах или в петлице гражданской одежды на левой стороне груди.

Практика сразу же показала, что знак на груди был недостаточно заметен из-за ремней амуниции. Поэтому летом 1918 г. был установлен значок-кокарда для ношения на головных уборах красноармейцев и командиров. Значок-кокарда из желтой меди являлся несколько выпуклой, покрытой красной лаковой краской пятиконечной звездой с выштампованными в центре нее скрещенными молотом и плугом; последние были желтыми, так же, как и окантовка самой звезды. Стандартный размер значка-кокарды – 36 мм, однако существовали звезды как большего, так и меньшего размера.

Этот знак получил название «красноармейский значок-кокарда» и размещался на околыше фуражки. Однако ношение нагрудного знака не было отменено.

В конце 1918 г. РВСР утвердил нарукавные знаки различия для комсостава, а в январе 1919 г. приказом РВСР были объявлены их утвержденные образцы. Их выкраивали из алого сукна и носили на левом рукаве гимнастерки, френча или шинели над обшлагом. Эти знаки состояли из равносторонней пятиконечной звезды, под которой горизонтально располагались знаки должностного положения. Звезды были двух размеров: для командиров от отделенного до полкового – 11 см, для командира бригады, начальника дивизии, командующих армией и фронтом – 14,5 см. На звездах обоих размеров имелись выполненные черной краской скрещенные молот и серп. По краям звезды была черная окантовка: при треугольниках и квадратах — одной полоской, при ромбах — двойной полоской. Нарукавные знаки различия тоже имели черную 1-полосную окантовку и были размером: треугольник – 4 см, квадрат – 3 см и ромб – 3-3,5 см.


Знаки различия комсостава устанавливались следующим образом:


Командир отделения – 1 треугольник

Помощник командира взвода – 2 треугольника

Старшина роты, батареи, батальона, дивизиона – 3 треугольника.

Командир взвода – 1 квадрат

Командир роты – 2 квадрата

Командир батальона – 3 квадрата

Командир полка – 4 квадрата

Командир бригады – 1 ромб

Начальник дивизии – 2 ромба

Командующий армией – 3 ромба

Командующий фронтом – 4 ромба



Очень быстро эти знаки различия стали носить и другие военнослужащие. Чаще всего заместители соответствующего командира носили на один знак меньше, чем у командира.

Черный цвет окантовок и эмблемы на звезде повсеместно не понравился, и нередко военнослужащие делали окантовку и вышивали серп и молот желтой или золотой нитью.

Т.к. централизованно знаки не поставлялись, то на их изготовление нередко вместо темно-красного сукна шла любая материя (шелк, кумач, сатин, ситец) красного или близкого к красному цвету (от светло-красного до бордового, малинового). Можно было встретить знаки, целиком вышитые цветной шелковой нитью.


ФОРМА ОДЕЖДЫ


При создании РККА активно использовались оставшиеся от прежней армии огромные запасы обмундирования, хранившиеся на интендантских складах по всей России. Таким образом, самым распространенным в то время было обмундирование военного времени Российской армии, состоявшее из:

- защитной гимнастерки со стоячим воротником

- шаровар защитного цвета, заправленных в сапоги или в обмотки с ботинками

- однобортной походной шинели



Система вещевого снабжения царской армии была уже полностью разрушена, а новая только начинала создаваться. Хотя центр России располагал довольно большими запасами обмундирования, учет зачастую отсутствовал. По этой причине введение единой формы одежды происходило постепенно, и к началу 1919 года армия по-прежнему была одета произвольно, хотя предпочтение отдавалось военным образцам одежды.


Гимнастерка. Представляла собой свободную рубаху со стоячим воротником (походная рубаха русского покроя, косоворотка). Изготавливалась она из хлопчатобумажной ткани или тонкого сукна. По внешнему виду гимнастерки могли немного отличаться друг от друга: разрез горловины мог быть как слева, так и справа и посередине. Различались и карманы: от полного отсутствия таковых до врезных и накладных различных типов.


Шаровары. Во время войны использовались форменные брюки, свободные в паху и не стесняющие движений. От паха вниз шаровары постепенно сужались, достаточно плотно облегая лодыжку. От нижней кромки штанины по боковым швам оставлялись разрезы, обшиваемые по краю тесьмой или холщевой полосой. К нижним углам разрезов и к нижнему краю внутреннего шва шаровар пришивались штрипки. Шаровары имели боковые и задние карманы, так же как и современные брюки.

В конце войны вместо уставных прямых шаровар вошли в моду галифе – брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бедрах, которые носились наравне с обычными армейскими шароварами.


Шинель, которую носили нижние чины всех родов войск и в мирное и в военное время, и которая без измений широко использовалась во время гражданской войны, изготавливалась из сукна серо-зеленого цвета. Она была однобортной, с шестью пуговицами спереди по фронту и отложным воротником. Обшлага шинели были прямого покроя в пехоте и мыском в кавалерии. Длина шинели устанавливалась в пехоте – 35 см от пола, в кавалерии – до шпор.

На концах воротника шинели и рубахи (гимнастерки) пришивались клапана (так тогда именовались петлицы) в форме параллелограмма.

Длинная сторона составляла 9 см, короткая 3-4 см. Расцветка клапанов разнилась в зависимости от рода войск. Для пехоты цвет устанавливался малиновый, для кавалерии – синий, для артиллерии – оранжевый, для инженерных войск – черный. На рубахе петлицы располагались горизонтально одним из коротких краев к краю воротника, а на шинели вертикально. В пехоте было предписано черной краской наносить на петлицы номера полков.


В качестве головного убора в летнее время использовалась мягкая хлопчатобумажная фуражка защитного цвета с твердым козырьком, обтянутым материей.

В начале 1919 года, приказом РВСР от 16 января вводился новый единый головной убор – шлем суконный, ныне более известный под названием «будёновка», первоначально носивший название «фрунзевка» или «богатырка».

На шлем нашивалась суконная цветная звезда. Цвет звезды разнился в зависимости от родов войск и совпадал с цветом петлиц (малиновый для пехоты, синий для кавалерии, оранжевый для артиллерии, черный для инженерных войск). Диаметр звезды составлял 8,8 см. Звезда имела черную окантовку, для черной звезды последняя была красной. Поверх суконной звезды прикреплялся «значок-кокарда». Однако на практике зиму и весну 1919 красноармейцы в основной своей массе продолжали носить произвольные головные уборы, т.к. пошив буденовок был организован плохо.


Обувь красноармейцев могла быть произвольной. Носили старые солдатские сапоги, ботинки с обмотками или даже обычные лапти.


Униформа руководящего состава, сотрудников штабов зачастую не отличалась от одежды рядовых красноармейцев и полевых командиров. Многие носили солдатское или офицерское обмундирование бывшей царской армии – гимнастерки или кители и галифе. Комиссары, сотрудники ВЧК и политработники часто предпочитали носить кожаные фуражки и куртки.

Вместе с формой часто носились портупеи. Портупея образца 1912 года состояла из поясного ремня с двумя наплечными ремнями, коричневого и защитного цвета. На поясном ремне находились две муфты: задняя – для крепления плечевых ремней и боковая – для крепления шашки или кортика. На поясной ремень крепились также кобура для револьвера; могли крепиться футляр для бинокля и полевая сумка. Все ремни портупеи закреплялись Т-образными металлическими застежками.


***

В апреле 1919 года устанавливаются первые образцы формы одежды Красной Армии; одновременно изменяются и знаки различия по родам войск.

Разумеется, что к маю 1919 новая форма еще не могла быть внедрена повсеместно, и в отдаленных городках на юге России ее, по всей вероятности, еще нет. Тем не менее, новые установки к этому времени известны.


Приказом РВСР от 8 апреля 1919 года вводятся новый головной убор (головной убор, утвержденный приказом РВСР от 16 января, был отменен), рубаха (гимнастерка) и кафтан (шинель) с петлицами нового образца и нагрудными клапанами того же цвета, что и петлицы. Расцветка петлиц остается прежней.

На рубахе петлицы и клапана были одинаковой формы и размера – длина одной половины 8см., ширина в узкой части 2,5 см., ширина в широкой части 4 см. На шинели клапан был цельный, одним концом пришивался к борту шинели, а второй имел прорезь под пуговицу. Петлицы на воротнике изменили свою форму. Они стали ромбовидными. Две нижние стороны петлицы имели длину по 6 см.



В обиходе эти цветные клапана сразу назвали «разговоры» или «малиновые разговоры».

Характерные цветные клапана, петлицы и головные уборы сразу же резко выделили регулярные части Красной Армии из многообразной военной толпы партизанско-анархистского толка. Отношение рядового и командного состава той или иной части к соблюдению этой формы одежды являлось точным индикатором высокой боеспособности, дисциплинированности и большевистского характера полка. Тем не менее, несмотря на введение обмундирования, РККА им обеспечена не была, и поэтому значительная часть личного состава продолжала донашивать обмундирование бывшей царской армии.




http://cwar.holdgold.ru - "На той Гражданской", 18.04.08