Дружественные проекты:

Мастерская группа JNM 

Ролевые игры живого действия 

Александр 6 

Золотые Леса

Комкон-2008. Ролевой конвент в Москве







Костюм горожан в годы Гражданской войны

Версия для печати

В годы Гражданской войны развитие российской моды как таковой остановилось: изменившиеся условия жизни не позволяли обращать на одежду столько внимания, сколько раньше. Профессиональные ателье не работали, заводы, производящие одежду и обувь, выполняли военные заказы. Все это привело к тому, что с 1917 по 1919 год в основном донашивали то, что оставалось со времен Первой мировой войны, а если и шили новые платья, то по старым образцам и фасонам.

С другой стороны, в молодой Советской республике под влиянием образов революционеров стала формироваться новая мода, распространившаяся повсеместно во всех городах, где была установлена Советская власть.


КОСТЮМ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1918)


Мужской костюм


Мужская мода военных лет не отличалась от моды довоенной. В повседневной жизни мужчины носили пиджаки и визитки, в торжественных случаях надевали смокинги и фраки. К этому полагались брюки, рубашка, жилет и галстук.

Материалом, используемым для мужских костюмов, была в основном шерсть: твиды, ткани из камвольной шерсти и полосатая фланель для пиджачных костюмов, мельтон и серж для визиток, баратея для вечерних костюмов. Летом, в очень жаркую погоду, могли носить пиджаки из льна или шелка-чесучи.

Пиджаки были как однобортными, так и двубортными, классического покроя. Однобортные пиджаки имели закругленные полы, двубортные – обрезались под прямым углом. Пиджак, жилет и брюки обычно гармонировали друг с другом. Очень популярны были пиджачные пары (пиджак и брюки, сшитые из одной материи) и костюмы–тройки (пиджак, брюки и жилет из одной материи). Костюмы могли быть коричневыми, черными или серыми, а летом носили также бежевые и белые.

Визитка представляла собой однобортный жакет со скошенными полами, достигавшими сзади коленного сгиба. Застегивалась визитка на одну пуговицу. Наиболее распространенным цветом был черный, но бывали и полосатые визитки, скажем, серые в черную полоску. Визитки носили с жилетом и полосатыми брюками.

Если цветовая гамма повседневного костюма варьировалась, то в вечернем мужском костюме допускались только два цвета – черный и белый. Смокинги и фраки были только черными.

Смокинг того времени выглядел как сильно открытый на груди однобортный пиджак с длинным воротником или же с острыми лацканами и ступенчатым воротником. Воротник и лацканы были шелковыми.

По сравнению со смокингом фрак считался более парадной и официальной одеждой. Фрак был двубортным, с закругленными лацканами до ступенчатого воротника или сплошным воротником-шалькой, и имел прямые фалды, доходящие до колен. Фрак обычно носили расстегнутым. К фраку полагались гармонирующие брюки и белый жилет поверх рубашки с накрахмаленным передом.

Жилеты могли быть однобортными и двубортными, с разным количеством карманов и пуговиц. Но наиболее модным считался однобортный жилет с очень высоким V-образным вырезом, полочки которого внизу сходятся под острым углом. Жилеты шились из шерсти, атласа, шелка; перед первой мировой войной в моду вошли трикотажные жилеты. С повседневным костюмом можно было носить жилеты как гармонирующих, так и контрастных цветов, но в отношении вечернего костюма правила были строже: к смокингу полагались черные или белые жилеты, к фраку – только белые.

Брюки военных лет были узкими, с острой складкой спереди и сзади. Брюки без отворотов должны были быть с напуском; при наличии отворотов они были короче, из-под них даже немного выглядывали носки. К парадному вечернему костюму следовало носить брюки с отворотами, украшенные по внешнему боковому шву тонкой тесьмой в тон.

Рубашки в основном были с застежкой до середины груди и надевались через голову. Фасон рубашки с застежкой донизу (как у современных рубашек) уже появился, но еще не был окончательно принят обществом. Все рубашки имели воротник и манжеты, которые были отдельными от собственно рубашки, пристегивались к ней и отдельно стирались и крахмалились.

Галстуки делались из гладкого тканого шелка или шелкового трикотажа черного или неярких цветов. Во всех официальных случаях было принято носить галстуки-бабочки из белого батиста или пике, однако со смокингом допускался черный галстук-бабочка.

На улице мужчинам полагалось носить шляпы. Меньшей популярностью пользовались цилиндры, большей – котелки, которые носили и аристократы и чиновники.

Преобладающим видом обуви для молодых модных мужчин были туфли. Ботинки носили либо пожилые люди, либо мужчины консервативного склада.

Мужских ювелирных украшений было довольно мало: булавки для галстука и запонки. Они были скромными и неброскими. Часы, которые носили в жилетном кармане, в этот период были почти повсеместно вытеснены наручными часами. Популярными аксессуарами к мужскому костюму также были золотые или серебряные портсигары и трости.

Мужские прически военных лет были короткими, с пробором посередине или сбоку. Их зачастую прилизывали с помощью волос и бриллиантина. Бороды были не в моде, их носили только пожилые мужчины.


Женский костюм


С начала ХХ века роль женщины в общественной жизни возрастала. Женщины брались за работу, которая раньше считалась мужской, занимались различными видами спорта, садились за руль автомобиля… Активная жизнь заставила женщин по-новому взглянуть на свой гардероб и выявила непрактичность прежних костюмов с длинными широкими юбками, узким корсетом и излишним декором. Начиная с 1905 г. крой и отделка женской одежды постепенно упрощаются.

Однако радикальные изменения происходят с женским костюмом только в период Первой мировой войны. Это время, когда мобилизация мужчин и нехватка рабочих рук расширили поле деятельности женщин, потребовали для них простой и удобной одежды. Именно во время Первой мировой войны исчезли длинные юбки, корсеты, сложные прически и большие шляпы. Женщины стали одеваться в свободные, более короткие платья - уже в первый год войны длина женских юбок доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Для того, чтобы женщина могла быстро одеться, не прибегая к помощи мужчины или прислуги, застежки в женской одежде стали делать только спереди.

Значительно упростилось женское нижнее белье. Корсеты уступили место бюстгальтерам и поясам для чулок: бюстгальтер, или грудной лиф, выглядел как полоса ткани с вытачками, которую поддерживали бретельками на плечах, а пояс и по сей день представляет собой широкий пояс из мягкой ткани, к которому пришиты подвязки для чулок. Нижняя кофточка была упразднена, из множества нижних юбок осталась необходимой только одна (а если верхняя юбка имела подкладку, то можно было обойтись и без нее). Таким образом, в годы Первой мировой войны модная молодая женщина могла носить по платьем всего лишь бюстгальтер, короткие панталоны и пояс для чулок.

Цветное белье носили только публичные женщины, у приличных женщин оно было исключительно белым. Чулки были разных цветов, однако в военные годы предпочтение отдавалось черным.

Самой распространенной женской одеждой времен Первой мировой войны были английский костюм и «универсальное» платье. Их изготавливали из самых различных тканей: для летней одежды существовали крепдешин, фуляр, льняное полотно, нинон, поплин; зимнюю одежду шили из альпаки, шерстяного букле, кашемира, сержа, твида, драп-велюра и вельветина, из габардина и приобретавшего все большую популярность шерстяного джерси. Что касается цвета, то выбор был очень широким и зависел от индивидуального вкуса, однако наиболее распространенными были серьезные, нелегкомысленные цвета вроде черного, серого, коричневого или темно-синего.

Английский костюм состоял из жакета и юбки. Фасон его мог варьироваться в зависимости от моды или от вкуса владелицы. Жакеты были однобортными и двубортными, с закругленными или острыми лацканами, с пуговицами до талии или ниже нее. Юбки носили как строгие прямые, так и широкие – в складку или расклешенные. Английский костюм мог быть не только повседневной, но и парадной одеждой, следовало лишь сменить строгую дневную блузку на нарядную вечернюю. Многие работающие барышни носили юбку вместе с блузкой, без жакета. Самым подходящим цветом для блузки считался белый, но некоторые блузки могли быть одного цвета с юбкой.

Платья военных лет назывались «универсальными», так как годились на все случаи жизни. Они были строгими, изысканно простыми по форме, с цельноскроенными рукавами и расширенной юбкой. Их шили не стесняющими движений, порой даже чуточку мешковатыми. Ворот был либо глухим, либо с V-образным вырезом, и часто оживлялся белым отложным воротником.

На отделку платьев в годы войны большое влияние оказала военная форма. С повседневной одежды почти исчезли такие украшения, как вышивка, аппликация, кружево. Зато появились большие накладные карманы, воротники стойкой или отложные, как у френчей, и пояса с пряжками.

Женщины, которые надели форменную одежду, не стеснялись носить ее не только на службе, но и в обычной жизни. Так, женщины-почтальоны ходили в укороченных расширенных юбках с форменными куртками и в фуражках, сестры милосердия – в платьях коричневого цвета, белых передниках с нашитым на груди красным крестом и белых головных косынках.

В нарядной вечерней одежде можно увидеть элементы довоенной моды: продолжали носить платья с завышенной линией талии, с узкими и гладкими юбками, создающими впечатление прямой и высокой фигуры; шлейфы, срезанные по прямой линии или с мысом на конце, свисали подобием рыбьего хвоста. Ближе к концу войны стали шить платья с более широкими и короткими юбками. Вырез платьев по сравнению с довоенным стал глубже.

Вечернюю одежду шили обычно из прозрачных и тонких тканей – шифона, муслина, тюля, тонкой сетки и тафты, но использовались также муар, панбархат, парча и атлас. Были популярны яркие насыщенные цвета, такие как изумрудный, светло-вишневый, зеленовато-желтый. В одном платье часто использовались контрастные цвета.

Вместо боа с вечерним платьем носили газовые и шифоновые шарфы.

Условия войны не способствовали процветанию высокой моды, но тем не менее ее развитие не остановилось. Более того, благодаря модным журналам, которые получали женщины во всех уголках мира, она перестала быть привилегией узкого круга посвященных и стала доступна все более широким слоям общества. Лидирующее положение в области высокой моды сохранял Париж. Очень актуальны во время Первой мировой войны оказались модели Коко Шанель, которая, в отличие от других кутюрье тех лет, выбирала для своих платьев и костюмов незамысловатые фасоны и приглушенную гамму: черные, серые, бежевые, темно-синие тона. Она ввела в моду одежду из трикотажного полотна – в основном свободные джемперы с глубокими карманами. На иллюстрациях с моделями Шанель 1916-1917 гг. показаны джемперы длиной до бедра с глубоким V- образным вырезом спереди, которые носили с гармонирующими широкими юбками и гармонирующими и контрастными по цвету блузками.

Другой французский дизайнер, Жанна Ланвэн, во время войны сохранила верность женственным моделям с пышными юбками. Благодаря ей в 1915 г. в моду вошел «испанский стиль» - высокие гребни и мантильи, туфли «танго» с перепонками или на завязках, широкие юбки с оборками. В этом романтическом стиле, несомненно, проявились усталость от войны и тоска по мирной жизни.

По-прежнему обязательными атрибутами женского костюма были перчатки и шляпка. Популярны были небольшие шляпки с прилегающей тульей и узкими и короткими полями либо вовсе без полей. Носили также токи и береты.

Перчатки делились на дневные и вечерние. Дневные перчатки были короткими, с двумя-четырьмя пуговицами. Вечерние перчатки из черной и белой лайки или шелка были очень длинными, они имели до 12 пуговиц. В военные годы перчатки не обязательно должны были плотно облегать руку – допускалась некоторая морщинистость.

Дамские сумочки считались не просто модным аксессуаром, но предметом первой необходимости. Одни, для дня, были очень большими, сделанными из замши или кожи, на металлической раме. Другие, вечерние, были поменьше и поизящнее, их шили из металлической сетки золотистого, серебряного или стального цвета или же ткани, гармонирующей с платьем.

Женская обувь того времени была с острыми носами, на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом — для торжественных случаев. В качестве уличной обуви очень модными, в связи с укорачиванием юбок, стали высокие ботинки на шнуровке. Носили также туфли, открытые и закрытые. Самым подходящим цветом дневной обуви был черный, хотя обувь могла иметь суконный верх бежевого или серого цвета. Белые туфли носили летом со светлыми или белыми платьями.

Вечерние туфли, как правило, имели глубокий вырез. По цвету они должны были гармонировать с платьем и часто даже делались из той же материи (парчи или атласа). Вечерние туфли могли украшаться пряжками, бисером и вышивкой.

Женские ювелирные изделия были разнообразны: заколки, брошки, подвески, ожерелья, цепочки, браслеты, кольца, серьги. Однако мода требовала скромности, поэтому женщины одновременно надевали не более двух-трех украшений.

Украшения делали из серебра, платины, золота нескольких отличающихся по составу сортов (наиболее популярным было червонное золото розоватого оттенка). Помимо жемчуга и бриллиантов, носили также цветные камни, например уральские самоцветы. Для тех, кто не мог себе позволить настоящих драгоценностей, выпускалась имитирующая их бижутерия.

В годы войны модными стали остриженные волосы, обрезанные приблизительно до уровня уха и лежащие волнами или завитками. Женщины, предпочитавшие сохранить длинные волосы, чаще всего носили их собранными в простой узел на затылке, а в торжественных случаях делали высокие прически, открывающие шею.

В макияже допускались только очень светлая пудра, блеск для губ и румяна - помада и тени не применялись, как и подводка глаз, которой пользовались только артистки. Ногти коротко стригли и полировали, добиваясь, чтобы они блестели и имели естественный бледно-розовый цвет.


КОСТЮМ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ


После Октябрьской социалистической революции 1917 г. в моде произошли коренные изменения. Одежда должна была выглядеть как можно более демократично: роскошные туалеты и даже просто элегантные платья стали считаться принадлежностью дворянской и буржуазной аристократии и потому признаком контрреволюционности. Учитывая это, даже состоятельные люди вынуждены были одеваться так, чтобы не отличаться от пролетариев.

В те годы в стране царил тотальный дефицит тканей, обуви, галантереи. Новой одежды почти не шили – в большинстве своем комбинировалась, донашивалась или приспосабливалась старая одежда. Широко использовались элементы военной формы – ее носили не только бойцы Красной Армии, но и руководители рабочих, представители партийных и молодежных организаций. Даже обыватели делали себе одежду из солдатского сукна, если могли его достать.

Таким образом, в типичном костюме мужчин первых послереволюционных лет наблюдалось смешение одежды рабочего или мелкого служащего с военной формой: носили и сатиновые темные косоворотки, и солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, и кители (а также френчи), и городские пиджаки, и брюки, и галифе, и шаровары. Эти элементы могли сочетаться по-разному: носили и пиджак вместе с галифе, и гимнастерки с брюками.

Культовым предметом одежды была кожаная куртка, неразрывно связанная с образом чекиста и политработника.

В качестве головного убора мужчины носили картузы и фуражки, также очень популярны были кепки. Обувью служили сапоги и ботинки.

Идеалом женщины тех лет, в соответствии с господствовавшей идеологией, была женщина-товарищ, соратник в борьбе за построение социализма. Поэтому женский костюм делается максимально приближенным к мужскому – женщины точно так же надевают солдатские гимнастерки, кители, кожаные куртки, порой даже галифе. Популярны строгие прямые юбки темных цветов, длиной до середины икры. Носили также длинные темные юбки с простыми белыми блузками – привычный с военных лет костюм женщин-служащих, и ситцевые «парочки», как у женщин-рабочих.

Женские шляпки и перчатки воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта. Вместо шляп носили платки и косынки, повязанные на лоб. Самым распространенным цветом для них был красный - цвет знамени революции. Некоторые женщины надевали мужские кепки.

По примеру мужчин женщины стали носить военные сапоги, но, впрочем, востребованными оставались также скромные ботинки и туфли дореволюционных фасонов.

Для костюма первых послереволюционных лет, как мужского, так и женского, было характерно полное отсутствие декоративных излишеств — отделок тесьмой или кружевом, складочек, оборок. Исчезают аксессуары – мужчины не носят галстуки, женщины отказываются от серег, брошек, колец. Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем.