Костюм крестьян и рабочих в начале ХХ века

Большинство российских рабочих в дореволюционной России были рабочими в первом-втором поколении и еще не утратили связи с деревней, где у них была родня; крестьяне же, в свою очередь, зачастую приезжали в город «на заработки», возвращаясь домой ко времени уборки урожая. Невзирая на начавшееся расслоение, у крестьян и рабочих по-прежнему было много общего в образе мыслей, обычаях – и манере одеваться.

В конце XIX века крестьяне на юге России носили традиционную одежду, пошитую по старинным образцам: мужчины - рубаху и неширокие штаны, женщины – платье-рубаху, поневу, передник и нагрудник. Перебираясь в город и поступая на производство, они сперва продолжали носить то же самое, но изменившиеся условия жизни и влияние городских мод вскоре привели к формированию нового костюма. Уже в начале ХХ века мужчины, занятые на заводах и фабриках, надели брюки, жилеты и пиджаки, а женщины-работницы стали носить юбки и кофты. Следует, впрочем, отметить, что в костюме городских рабочих частично сохранялись элементы, присущие крестьянскому: так, обязательной частью мужской одежды по-прежнему оставался пояс, которым перетягивали надетую навыпуск рубаху, а женщины не отказались от использования передника.

Постоянно взаимодействуя с рабочими, крестьяне со временем стали перенимать у них одежду новых фасонов. Новый костюм вошел в крестьянский быт и стал использоваться наряду со старым, традиционным. В общем случае носить костюмы городского образца стремилась молодежь, в то время как пожилые люди хранили верность традиционной крестьянской одежде; но встречались и другие варианты сосуществования этих двух форм костюма. В иных деревнях крестьянки в повседневной жизни носили рубаху и поневу, а на праздники одевались в нарядные городские платья; но бывало и так, что праздничной считалась, наоборот, старинная, сшитая согласно обычаю крестьянская одежда, которой придавалось сакральное значение, а одежда городского фасона надевалась в обычные дни.

В годы гражданской войны достать одежду или материю на нее было трудно, поэтому рабочие и крестьяне продолжали носить то, что было у них до войны. Одежда зачастую была потрепанная, со следами многократной починки.

В те же годы многие крестьяне объединялись в вооруженные отряды и банды, которые равно противостояли и красным, и белым – впоследствии эти объединения получили название «зеленых». Члены таких отрядов одевались в привычную им крестьянскую одежду, по мере износа заменяя ее на захваченное у противника обмундирование. Типичная экипировка «зеленого» бойца представляла собой причудливую смесь из элементов форм красной и белых армий и штатской одежды. Многие отряды «зеленых» занимались реквизицией одежды у зажиточного населения и тогда дополняли свои костюмы дорогими роскошными вещами, например меховыми шубами, которые носились вне зависимости от времени года. Особенным шиком среди «зеленых» считалось носить на себе столько оружия, сколько это возможно.



Традиционная крестьянская одежда


Для изготовления крестьянской одежды в отдельных регионах еще использовались ткани домашней выработки, но они уже стремительно вытеснялись различными фабричными тканями – от дешевых хлопчатобумажных до дорогих парчовых. Костюмы декорировались товарами промышленного производства, такими как пестротканые ленты, мишурный галун, металлические блестки, бисер, пуговицы. Чаще всего традиционную одежду шили сами крестьянки, однако особенно сложные и красивые вещи отдавали шить на заказ «мастерицам» или покупали на ярмарках.

Каждому возрасту соответствовали свои представления об одежде. Самые яркие костюмы полагались молодухам – молодым женщинам в период от замужества до рождения первого ребенка. Одежда зрелых семейных крестьян выглядела скромнее: главное внимание здесь уделялось не нарядности, а добротности материала. Для пожилых крестьян было неприемлемо одеваться ярко, одежда шилась из сдержанных по цвету тканей со скромной отделкой. Из одежды стариков вовсе исчезали какие-либо украшения.


* * *

Традиционный женский костюм на юге России представлял собой длинную рубаху, поневу, передник (занавеску, запан) и нагрудник (навершник, шушпан).

Рубаха была прямой, с длинным рукавом. Кроилась она при помощи так называемых поликов — плечевых вставок. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый, а косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины (см. выкройки). Парадная рубаха украшалась вышивкой, тесьмой, вставками из красивых ярких тканей.

Поверх рубахи женщины надевали поневу. Это поясная одежда, в которой несколько продольных полотнищ частично или полностью сшиты друг с другом и собраны вверху на плетеный гашник (крученый шнур), держащий поневу ниже талии, на бедрах. Понева из несшитых полотнищ называлась распашной, а полностью сшитая наподобие юбки - глухой. В глухой поневе в этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое — «прошва». Его делали из другой материи, оно было короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Обычно понева была той же длины, что и рубаха, или чуть короче.

Поневы шились из шерстяной или полушерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Они имели темную расцветку, чаще всего темно-синюю, черную, красную, с клетчатым или полосатым узором.

Поверх рубахи и поневы женщины надевали длинный с рукавами или на лямках передник, или, как его еще называли, запону или занавеску. Он охватывал фигуру женщины от груди до щиколотки и завязывался над грудью. Передник мог быть также цельнокройным с отверстиями для головы и рук. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, оборкой разной ширины.

Поверх рубахи, поневы и передника иногда надевался нагрудник (навершник, шушпан, шушка, носов и др.) — распашная или накладная одежда туникообразной формы с рукавами.

Повседневные передник и нагрудник отделывали скромно, чаще всего просто тканой или плетеной тесьмой. Зато праздничную одежду орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

В традиционном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Поэтому головным убором девушки считались повязки или узкие венцы, обтянутые тканью с украшениями из бисера, стекляруса и бус.

Замужние женщины носили сложный головной убор, называемый сорокой. Основу его составляла кичка — твердая налобная часть в виде подковы, иногда с торчащими вверх небольшими рожками. К ней крепился кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевали на голову на уровне лба и тщательно закрывали холстом женские волосы, затем фиксировали ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок и шею прикрывали позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой ткани, закрепленной для жесткости на картоне, по краям которого пришиты завязки. Их перекрещивали на лбу и несколько раз обвязывали вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевали собственно сороку из кумача, бархата или ситца, которая венчала все это сооружение. Сороку украшали множеством ярких красочных деталей – разноцветных лент, подвесок из бисера, гаруса, шнурков, птичьих перьев и пуха.

Обязательной деталью костюма был пояс, тканый или вязаный из шерсти (реже – из шелковых нитей) и украшенный орнаментом. Наиболее ценились пояса с вытканными надписями – например, текстом молитвы. Чаще всего ширина пояса варьируется в пределах 1-6 см, длина – от 1,2 до 2,5 метров.

На ногах женщины носили шерстяные чулки или заменяющие их онучи - узкие полоски домотканины, обертывающие ногу. Повседневной обувью служили плетеные лапти, парадной - кожаные полусапожки или коты (туфли на толстой подошве с каблуками). Коты богато украшалась аппликацией из сафьяна, блестками, мелкими гвоздиками и даже бубенчиками. Держались коты на ногах с помощью шнурков.

Для южнорусского женского костюма характерна своеобразная яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. Самым любимым цветом был красный. В вышивках крестьянок южных губерний преобладают геометрические орнаменты. Но, помимо этого, в каждом регионе костюм имел свои особенности. Так, в Воронежской губернии, где могли бы находиться города Преображенск и Державин, поневы были в белую клетку по черному или красному полю; их украшали цветными полосами желтого и зеленого цвета. Рубахи там делали с косыми вставками из кумача и покрывали черной вышивкой. Передник-занавеска был поясным.

Тканый шерстяной пояс в Воронежской губернии заканчивался с обеих сторон овальными кругами, выполненными из картона и расшитыми цветной шерстью, металлическими блестками, стеклянными бусинами и бисером. По праздникам как женщины, так и мужчины носили на груди ожерелье-грибатку - оно представляло собой три узкие полоски черного плетеного на дощечках шнура, соединенные бисером с четырьмя парами таких же, как на поясе, кругов.


* * *

Традиционный мужской крестьянский костюм как на севере, так и на юге России представляет собой рубаху и неширокие штаны. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

Мужские рубахи шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Кроились они туникообразно, с подкройными боковыми клиньями и ластовицей. Рукав суженный книзу, без оката, со сборкой по плечу. Вырез горловины овальный, воротник стойка. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева (см. выкройку).

Рубахи застегивались у горла на пуговицы. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. Нарядные - белые, черные, бордо, зеленые, красные и т.д., иногда в полоску или с мелким рисунком. Отделка – тесьма, вышивка, сборка и мелкие складочки, нарядные пуговицы (белые, перламутровые по черному или темному фону, черные или цветные – по светлому).

Штаны состояли из двух штанин с клиньями и ластовкой. Были они неширокие, суженные книзу. На талии присборивались и удерживались пуговицами (см. выкройку). Шили их из черной, синей или полосатой материи.

На ногах носили лапти из лыка и бересты, обматывая нижнюю часть ноги от стопы до колена онучами, закрепляемыми поверх штанин оборами (лыковыми бечевками или тесемками), крест-накрест охватывавшими ногу. Более дорогой обувью были кожаные сапоги с низким каблуком.

Необходимой частью мужской крестьянской одежды был пояс. Он мог быть, как и у женщин, тканым, вязаным или плетеным. У парней такие пояса обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. Мужчины носили также кожаные ременные пояса, в которых женщинам ходить было не принято.

В качестве головного убора носили черные картузы и фуражки с блестящими кожаными козырьками. Надевали их, слегка сдвинув на одно ухо.



Костюм рабочих и крестьян начала ХХ века


Мужчины и женщины, занятые в различных отраслях производства, (а вслед за ними – и крестьяне) чаще всего использовали покупные костюмы, которые выпускались в больших количествах и были доступны для всех. Такие костюмы можно было приобрести в многочисленных магазинах готового платья. Иногда, впрочем, одежду шили и на дому – но из фабричной ткани и по фабричным образцам.


* * *

Наиболее распространенный в начале ХХ века тип простой женской одежды – так называемая «парочка», которая могла дополняться передником, головным и наплечным платками.

«Парочка» - это кофта и юбка, сшитые как единый ансамбль. Обычно их шили из одной ткани или из тканей близких оттенков: более красочной – для кофты, более приглушенной по цвету – для юбки. Но иногда в костюме-«парочке» использовали контрастные цвета или сочетали материалы – например, гладкокрашеные ткани с набивными.

Юбка была широкой, расклешенной или заложенной мелкими складочками у пояса, иногда с оборкой по подолу. Кофты могли быть разного покроя – от свободного до приталенного. Так, кофта «баска» или «казачок» шилась приталенной, со стоячим воротником, с пышными рукавами, зауженными ниже локтя. «Баска» застегивалась на пуговицы или крючки сбоку или по центру. А кофта «разлетайка» была свободной, без талии, и носилась без пояса. Праздничные кофты украшались на груди машинным кружевом и бантами.

Передник выглядел как полоса ткани, собранной в сборку на поясе, повязанном вокруг талии. Передники были как повседневными, так и праздничными, служащими украшению одежды. В этом случае они были из дорогих тканей, с богатой отделкой.

Очень популярны были платки и косынки, которые носили как на голове, так и накинутыми на плечи. Встречались разнообразные платки: холщовые, хлопчатобумажные, ситцевые, шелковые, кумачовые. Очень ценились платки с красочными цветочными узорами. Некоторые работницы могли позволить себе вместо платка по праздникам носить кружевные шарфы и шали. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы и серьги. Носили также кольца из меди, олова и серебра. Девушки надевали кольца с цветными стеклами, женщины - гладкие обручальные.

Обувью были кожаные ботинки с резинками по бокам, реже — грубоватые туфли на небольшом каблуке.


* * *

Мужской костюм рабочего и молодого крестьянина состоял из рубашки, подпоясанной ремнем или кушаком, брюк, жилета и пиджака.

Рубашки-косоворотки были похожи на традиционные крестьянские рубахи, но по сравнению со старым фасоном были более короткими, с зауженным рукавом и более высокой стойкой ворота. Еще одно новшество – на косоворотках появился нагрудный карман. В будни носили рубашки из черного, темно-синего, коричневого ситца или сатина; в праздники – рубашки из ярких тканей, например, из розового, малинового, алого сатина или шелка. Косоворотки надевали поверх брюк и подпоясывали ремнем или кушаком.

Носили также и рубашки с отложным воротничком.

Пиджаки были однобортными и двубортными, классического стиля. Пиджаки и брюки делали из темного цвета. Что до жилета, то его перед обычно шился из ткани пиджака или контрастной, а спинка делалась из подкладочной ткани и снабжалась ремешком для посадки по фигуре.

Особым украшением в начале ХХ века становится выпущенные по жилетке металлические, в том числе серебряные цепочки от карманных часов, уложенных в карман жилетки.

Основной обувью к такому костюму были сапоги, в которые заправляли брюки.

На голове носили картузы, кожаные или матерчатые, а также фуражки. По праздникам их украшали по околышу шелковой лентой или тесьмой, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы.



http://cwar.holdgold.ru - "На той Гражданской", 18.04.08